Парка́ны (укр. Паркани, молд. Паркань) — село в Слободзейском районе Приднестровской Молдавской республики, абсолютное большинство населения которого составляют болгары. Расположено между Тирасполем и Бендерами. Входит в Тираспольско-Бендерскую агломерацию. Через село проходит троллейбусная линия Тирасполь — Бендеры.
Храм села — 21 ноября.[2]

Церковь в селе Парканы
Село Парканы показано на карте генерала Панина при штурме Бендерской крепости в 1770 году, находилось на границе Российской империи до 1812 года, когда Бессарабия вошла в состав России. С 1918 по 1940 год, когда Румыния аннексировала Бессарабию, граница снова расположилась по Днестру. С 1940 года в состав МАССР (столица-Тирасполь) вошла часть Бессарабии, вследствие чего преобразовали МАССР в МССР и столицу перенесли в г. Кишинев. В селе Парканы проживает 10,5 тысяч человек, из которых около 80 % — болгары. В 1991 году именно в Парканах прошёл первый съезд приднестровских депутатов всех уровней. Съезд признал целесообразным образование Приднестровской Автономной Советской Социалистической Республики в составе тогда еще Молдавской Советской Социалистической Республики.[3]
В 2008 году в Парканах, был открыт памятник Василу Левскому — болгарскому политическому деятелю, революционеру, участнику национально-освободительного движения в Болгарии. Национальный герой Болгарии, известен как Апостол свободы. Традиционная народная культура села очень разнообразна. В архитектуре сельской застройки, национальных костюмах и кухне, обычаях и обрядах, так как в основе всех культурных традиций лежит общенациональная западнославянская культура. Болгары переселившиеся в 1806—1811 году принесли не только свой язык, культуру, традиции и обычаи, но и свою психологию, свое фанатичное трудолюбие и жажду предпринимательства. К этому следует добавить черты, характерные для большинства колонистов, независимо от их национальности: опора на собственные силы, самостоятельность в принятии важных решений. Дух здоровой конкуренции постоянно присутствует у болгар — каждый стремится сделать лучше и больше, чем сосед. Соперничество не мешало взаимовыручке и бескорыстной помощи попавшим в беду. Большим разнообразием отличается планировка и архитектура болгарского крестьянского дома. Дома, как правило, строились из камня и глины в сочетании с деревянными каркасными конструкциями, что придавало им особую архитектурную легкость. Дома не имеют четкой планировки. Дома чаще всего обращены фасадом на солнечную сторону и располагаются в глубине двора. При выполнении самых трудоемких работ на строительстве дома у болгар была традиция коллективной взаимопомощи — «миджия» Отдельные части заселения села обычно заселялись родственными семьями, что является отражением весьма характерной для всей социальной жизни болгарских традиции — коллективизма. Как и у болгар в Болгарии, у болгар в селе Парканы долгое время сохранялась большая семья и группа родственных семей по мужской линии.
Болгарские корни имеют и многочисленные народные обычаи, которые можно наблюдать в нашем селе, кража мебели во дворе невесты в день когда перевозят мебель («дреи»), заключение брака являлось самым важным моментом в жизни человека («cвадба»), большое внимание уделяется свадебной обрядности: Cватовство (гудеш)-День гудеша обговаривали и назначали в тот вечер, в который шел жених и его родители, близкие родственники, друзья и музыканты, будущая невеста целует всем гостям руки, еи кладут в руки деньги и дарят подарки. В день свадьбы перед рассветом во двор к молодым приходили женщины и пели песню о молодых- «Угрялу»-песня которая олицетворяет искренность чувств молодоженов, чистую долгую любовь. Длительность свадьбы составляет 2-3 дня, в первый день праздник празднуются у невесты, на следующий день у жениха.и конечно же не обходиться без традиционных болгарских обрядов: такие как «саръ», «подлив», «ръка»- дар денег молодым. Если родители делали свадьбу последнему ребенку, то в понедельник родителеи одевали в жениха и невесту, проводили катание их по селу, все это проходило очень весело и задорно. Поднесение даров и обрядового хлеба (питы) новорожденному младенцу и многие другие.
Особое место занимают в в жизни села многочисленные народные праздники.
Наиболее популярны и любимы Рождество Христово(Коледа, хождение коледующих-коледари), Новый год («Сурва година», буквально — «незрелый, свежий год») с веселыми карнавалами, шествием ряженых (сурваки); 1 марта в селе торжественно отмечают приход весны, в честь которого дарят всем родным и знакомым Марцешора (Мартеницы) — изящные поделки в виде кисточек из красных и белых ниток. Пасха, Светлое Христово Воскресенье — «Великден» — главным является сдобное мучное блюдо из дрожжевого теста — «Паскъ»; День Георгия Победоносца — «Гергьовден»: один из самых значительных праздников для большинства cлавянских народов; День поминования усопших — «Провуды» — буквально жители всего села идут на кладбище («гробишта») вспомить всех усобших; «Зелена Свята» — в этот день соседи и родственники подают что-то испеченное, сладкое, фрукты за упокои души своих родных и близких, также в этот день украшаю свои ворота зелеными листьями грецкого ореха что символизирует память о умерших.
Осенью, в пору сбора урожая и заслуженного отдыха, проходят «сборы» — многолюдные «съезды» соседеи с веселыми застольями прямо на улице.
Поразителен эффект ассимиляции в болгарских селах. Болгарское начало оставалось в селе настолько мощным, что оно, как правило, в течение одного поколения поглощало элементы других культур. Происходило оболгаривание не только в языке, но и в традициях и в быту.
Одной из типичных черт национального характера болгар является чувство юмора, которое очень ценят жители любого уголка страны.

Вики

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники