Об этом в интервью «Радио Приднестровья» рассказала министр просвещения Наталья Никифорова.

Говоря о перспективах развития отрасли, новый руководитель ведомства отметила, что, с одной стороны, будут сохранены положительные тенденции, наработанные за эти годы в образовании, культуре, спорте и молодёжной политике. В то же время, по словам Натальи Никифоровой, всю образовательную систему необходимо выводить на качественно новый уровень. Говорить о чём-либо конкретном пока рано, поскольку руководству ведомства предстоит сверить свои наработки с представителями педагогического, спортивного и культурного сообщества. Меж тем, некоторые направления уже определены. И, в первую очередь, речь идёт о реформировании управленческого аппарата отрасли.

«Необходимо довести до среднеевропейского уровня пропорцию «чиновник – учитель/ученик». Сейчас число чиновников гораздо больше, чем того требуется, к примеру, в спорте на одного чиновника приходится 17 преподавателей-тренеров. Бюрократический аппарат необходимо сокращать».

Система отчётности тоже подвергнется изменению. Бумаг станет меньше, а времени на непосредственную преподавательскую, тренерскую и иную работу, соответственно – больше. Среди важнейших задач — и анализ материально-технической базы. Разветвлённая инфраструктура (наследие Советского Союза) из-за отсутствия средств на должный уход за два десятилетия сильно обветшала.

Остроты проблеме добавляет и демографическая ситуация: сёла стремительно пустеют, и целесообразность поддержания, скажем, сельских домов культуры, вызывает всё больше сомнений. С другой стороны, убери учреждения культуры – и сёла вообще вымрут. «Вопрос сложный и неоднозначный», — говорит министр просвещения.

«Перед нами стоит задача – провести ревизию того, что мы имеем, и принять непростое решение, целесообразно ли оставлять на финансировании госбюджета такую же разветвлённую инфраструктуру. Мы думаем над тем, как провести реформу так, чтобы оставить возможности развития культуры и образования в селе, и, в то же время, снизить финансовое бремя на бюджет».

И это касается не только дворцов культуры, но и сельских школ и детсадов. Проблема это тоже неоднозначная. В столице мест в детсадах катастрофически не хватает, а в сёлах число учеников стремительно уменьшается.

«В республике более 20 сёл с числом учеников менее 100 человек, есть даже школы, где их 18-23. Здесь надо подходить комплексно с учётом перспектив развития того или иного района. Решением этих вопросов займётся правительство, которое, как коллегиальный орган, способно найти оптимальное решение».

Ещё одна задача на будущее – работа над признанием школьных аттестатов и вузовских дипломов за пределами Приднестровья. В России, как правило, с нашими документами проблем не возникает, но вот соседи – Молдова и Украина – их признавать отказываются. Над этим министерству просвещения предстоит работать совместно с дипломатическим ведомством.

Что касается признания результатов ЕГЭ (они годны только на территории нашей республики), то, по словам Натальи Никифоровой, путь этот длительный, но первый шаг уже сделан.

«Создан центр независимой экспертизы качества знаний, т.е., отдельное учреждение, не зависимое ни от министерства, ни от другой структуры. Чтобы наш сертификат ЕГЭ был признан в других странах, этот центр должен пройти внешнюю экспертную оценку. Европейские эксперты на это не пойдут из-за нашей непризнанности. Если мы получим внешнюю оценку со стороны РФ, то есть вероятность получения взаимообратного соглашения о признании результатов ЕГЭ. Но это всё пока в перспективе».

Что касается главного вопроса, который как известно решает всё, то есть кадрового, то изменения грядут и здесь.

«С одной стороны, у нас кадровый дефицит, с другой – не секрет, что устроиться на работу проблематично, потому что нет мест. И вопрос, как найти золотую середину – и получить стаж 3-5 лет, и чтобы соответствовать предъявляемым критериям, достаточно сложный. И упирается он в низкие зарплаты. Сегодня-завтра этот вопрос не решить, это зависит от темпов развития экономики в целом».

Сегодня в управленческих структурах достаточно много специалистов пенсионного и предпенсионного возраста. К примеру, среди директоров тираспольских школ их – больше половины. По словам Натальи Никифоровой, на такие радикальные меры, как скажем в Молдове, где специалистов увольняют автоматически по достижении ими пенсионного возраста, в Приднестровье идти не будут. Но определённые ротации управленческие звенья всё же ждут.

Юлия Горлова

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники