Есть такие школы, которые предпочитают обходить стороной и часто пугают детей в лицеях и гимназиях, что за плохую успеваемость переведут учиться туда. В России они называются школами VIII вида. У нас, видимо, никто не стесняется называть все своими именами, в Бендерах это  «Бендерская специальная (коррекционная)школа-интернат для детей с нарушением интеллекта».
В школе учатся дети с проблемами  в умственном развитии или психике. Есть дети больные олигофренией, эпилептики, есть — больные психопатией. Многие имеют инвалидность, часть обучаются на дому, т.к. в коллективе находиться не могут.
Общество старается избегать таких детей. У большинства горожан упоминание этой школы вызывает гримасу пренебрежения.
Все дети, для определения их в эту школу, проходят через комиссию, в которую включены детский психиатр, дефектолог, представители управления народного образования. Направляют на комиссию из детских садов или общеобразовательных школ, когда у ребенка обнаруживаются серьезные проблемы в обучении или поведении.
Я проработал в этой школе несколько лет учителем ОБЖ и потом пару лет — подрабатывал школьным врачом. На неделе меня попросили сделать фотографии из интерната для презентации о социализации детей инвалидов. Решил, что было бы неплохо показать, как живут и учатся особенные дети в особенной школе.

Школа встречает стендом с рисунками детей ко «Дню матери»
Все стены холла, коридоров, лестничных площадок оформлены поделками детей. У учащихся проблемы с обучением программе общеобразовательных школ, поэтому упор сделан на трудовое обучение.

В школе 2 столярных мастерских, 3 швейных и 1 обувная. Дети сами выбирают какому виду трудовой деятельности их будут обучать. Конечно, этот выбор корректируется и врачебным заключением — ребенка с эпилепсией за столярный станок не допустят.

Особенность обучения таких детей — необходимость показать все наглядно, дать в руки и часто повторять пройденное. простой текст из учебника они могут механически заучить, но без практических занятий — ни чего не поймут.

Учащийся подшивает сандаль. (Только когда он закончил и обул этот сандаль, я обратил внимание, что сидел он — на одну ногу босой)

Здесь учат не только ремонту обуви, но и изготовлению ее от начала до конца!

К концу обучения ученик должен уметь сам изготовить любую обувь и уметь ее починить.
До конца производственного процесса я ждать не стал и попросил учителя обувного дела показать, какой будет результат сегодняшнего урока. (компьютеры и большую часть наглядности учителя приобретают сами, материалы для работы выпрашивают на профильных фабриках)

Выпускников школы 100% принимают на работу швейные и обувные фабрики!
Девочки предпочитают обучаться швейному делу. Хотя несколько девчонок были и в обувной мастерской, так же как и пара  мальчишек — в швейных. Результаты работы в швейных мастерских видны на стендах. Самые лучшие работы представят на «показе мод».

Работают на оборудовании, которому больше 40 лет! Есть и поновее экземпляры, но это исключение из общего правила.
Работы детей можно увидеть на стендах в мастерских, в рекриациях, холле, коридорах. Самое интересное, что никто их не крадет и не ломает. И это несмотря на то, что у большинства детей серьезные проблемы с поведением — из-за основного диагноза.

На стенах целые сюжеты народных сказок.
Столярные мастерские — гордость школы. Преподают здесь как само столярное дело, так и отдельным предметом — резьбу по дереву.

На стене явно антиквариат советской охраны труда.
Учитель столярного дела показывает из чего дети делают свои поделки. Большая часть материала подобрана на улице.
Хороший домик! Жаль, что маленький такой.

Резчики по дереву готовят настоящие шедевры! Многие из них  занимают первые места на трудовых олимпиадах каждый год. Общеобразовательным школам есть чему поучиться.


Живой уголок! Из бревна получится замечательный конь. А хомяки никогда не испытывают нужды в свежих опилках.

Стены мастерских увешаны дипломами и грамотами за участие в различных конкурсах и выставках.

В середине учебного дня обязательная для всех гимнастическая перемена.

Уроков физкультуры в этот день я не застал, но достижения в этой сфере у школы есть. Помнится — в один год на общешкольной спартакиаде ученик школы занял первое место по шахматам!

В интернате  5-ти разовое питание и медицинское обеспечение с раннего утра до самой ночи.

У завуча сегодня день рождения. Поздравляют в основном самые отъявленные сорванцы!

Игровая комната. Интернатские дети из младших классов здесь играют и смотрят мульт фильмы. Оргтехнику выделило государство и спонсоры. Игрушки принесли учителя  и выделила одна христианская община.

Вид из окон игровой на здание мастерских и спален.

Уроки ритмики. Занятие музыкой в детском возрасте значительно влияет на развитие интеллекта! А Вы любили уроки музыки в школе?

Это не квартира учеников, это урок социально бытовой ориентировки. Многие ученики из неблагополучных семей. Родители либо алкоголики, либо другие представители люмпенов и маргиналов. Некоторые дети видят такое, что не каждый взрослый может себе представить. Большинство таких детей можно назвать социальными сиротами — родители вроде как есть, но лучше чтобы их не было.

Некоторые ученики видят такую кухню только в школе на уроке социально бытовой ориентировки.

Учебники и пособия учитель приобрел на свои деньги.


Спальни для интернатских детей

Вчера школьники привезли кубок за третье место в республиканской спартакиаде среди коррекционных школ.

У интерната много проблем. Из-за дефицита бюджета финансирование сильно урезано. Просить помощи у родителей по большей части бесполезно — контингент особый. Спонсоры в период мирового кризиса не особо активны. Тем не менее коллектив школы делает все, чтобы дети чувствовали себя в школе комфортно. Для некоторых детей школа единственное место, где они могут находиться в тепле и сытости.
Сейчас учителя школы переживают — из министерства просвещения приходят слухи о грядущих переменах — то ли интернат закроют, то ли соединят с интернатом для слабослышащих. Что это будет — я не представляю!

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники